silver_slider (silver_slider) wrote,
silver_slider
silver_slider

Традиционные праздники во Франции конца 18 века:)


В 18 веке во Франции насчитывалось в одном только Париже 32 праздника в году, к которым можно было прибавить 52 воскресенья, в которые организовывались ярмарки и гуляния. Кроме того, в каждом селении отмечали день святого покровителя коммуны, окончание войны, свадьбы членов королевской семьи, рождение дофина, коронацию, приезд важных лиц и так далее. Количество праздников ужасало финансистов и даже рождало предложения об их переносе на ближайшие воскресенья или объявлении половины праздничного дня рабочим.


Главные составляющие народных праздников

Обязательными элементами французских народных праздников были танцы, процессии и карнавалы. Маски и ряженые присутствовали практически на каждом публичном торжестве, причем они могли изображать хоть реальных животных, хоть мифологических существ – фей и великанов.

Шествия также были обязательным элементом хоть светского, хоть церковного мероприятия – в зависимости от повода, процессии могли носить карнавальный, религиозный или даже торжественный характер во главе с мэром, возлагающим памятные венки на могилу местного героя или встречающего проезжающего мимо монарха. Процессии сопровождались барабанным боем.

Наконец, танцы – это обязательный финал любого празднества, даже религиозного характера после исполнения всех официальных обрядов.

Другими общими для всех праздников и регионов составляющими торжества были игры, спортивные состязания, обряжения в богатую одежду, переодевания мужчин женщинами и наоборот, сбор пожертвований, совместные трапезы, факелы, костры, свечи, соломенные чучела и праздничные деревья.

Вместе с тем, каждый из многочисленных праздников отличался собственными приметами и традициями, которые могли сильно отличаться даже от региона к региону.

Праздники и власть

К народным праздникам знать относилась презрительно, а образованные люди – тот же Вольтер – относились к ним, как к предрассудкам, проявлению невежества языческих традиций, мешающих просвещению народа.

Кроме того, часто празднества перерастали в бунты или же изобиловали сатиричекими намеками на власть имущих и деятелей церкви, что также побуждало власти время от времени бороться с ними ради охраны правопорядка.

Католическая же церковь была недовольна многочисленными элементами языческих традиций.

В связи с этим в конце 17-начале 18 века начинается борьбы с народными торжествами.

Особое раздражение у властей вызывали, конечно, шествия и праздники, высмеивающие священников и дворян.

Еще во времена Фронды специальным постановлением Парижского парламента были отменены «все шутовские празднества и процессии», про что, впрочем, в итоге было забыто вскоре осле установления мира. Вначале 18 века власти издавали временные указы, запрещавшиепродажу спиртного в праздничные и воскресные дни, особенно во время богослужения. Зимой запрещено было продавать спиртное после восьми часов вечера, летом - после десяти. Периодически власти того или иного департамента ограничивали проведение «шутовских» праздников, праздников с расжиганием костров, танцами, переодеваниями во избежание бунтов и нарушений общественного порядка.

В предреволюционные годы запретов становилось все больше, так как большие скопления народа могли перерасти в политическое сборище и даже восстание. Как пояснял один из судейских, «Помимо того, что шутовские праздники совершенно противоречат святым заповедям и каноническим законам, которые запрещают торговлю и проведение ярмарок и рынков, а также игры и танцы, они везде влекут очень серьезные последствия, когда жизнь граждан часто подвергается чрезвычайной опасности».

Горожане и крестьяне активно сопротивлялись запретам властей на праздничные традиции и нередко добивались отмены запретительных эдиктов открытым протестом.


Праздники и восстания


В предреволюционные годы, когда народное недовольство королем и его супругой стало расти, праздники и шествия стали регулярно переходить в восстания.

Примером подобного может служить «хлебный бунт» в Арле, произошедший 2-3 января 1752 года. В день празднования рождения святого покровителя коммуны жители города организовали праздничную процессию с барабанами. Участники процессии требовали хлеба, останавливали богатых проходих на улицах, требуя плату за право прохода и заходили в богатые дома, где требовали себе еды и вина.

Часто бунтовщики и протестующие носили маски, переодевались в карнавальные или женские платья, чернили себе лица.

Часто женские платья мужчины одевали потому, что к «женским» бунтам полиция относилась менее серьезно, и их зачинщикам почти ничто не угрожало.

В 60-е годы во Франш-Конте произошло даже восстание «демуазелей», участники которого пользовались маскаи и были одеты в женские платья.

Такие же переодетые женщины или люди в масках жгли повсеместно урожаи сеньоров или незаконно охотились в господских лесах.

Часто восстания, как и праздники, начинались ударом колокола в приходской церкви, что также вызывало недовольство властей.

В конце 80-х власти в провинциях начали повсеместно ограничивать количество праздников, запрещать карнавалы и шествия, накладывать ограничения на использование колокола, что вызывало только еще более бурное недовольство.

Праздники и Революция

Первые годы французской революции ознаменовались подъемом народной культуры, заменившей собой придворную.

Однако потом якобинцы хотели заменить старую культуру – новой, революционной, и стали точно так же бороться с народными праздниками, как и прошлая власть, пытаясь вместо низ организовывать собственные, революционные, которые не имели большого успеха повсеместно. Кроме того, новый календарь вызвал большое народное недовольство, так как людям стало сложнее вычислять, когда им праздновать привычные календарные праздники. Под запрет попали и религиозные торжества, хотя в отдаленных провинциях продолжали отмечать самые важные из них, несмотря на все запреты.

День 1 января был взят под особое подозрение: строго запрещалось праздновать его как начало нового года. В этот день на почтах даже вскрывали письма и просматривали их содержание. Письма, в которых были новогодние поздравления, уничтожались.

Сами якобинцы, между тем, пытались привить народу новые торжества, соответствующие новому календарю, проникнутые идеями свободы, равенства и братства. Революционные празднества носили обычно самый торжественный характер, отличались сложными костюмами и символическими церемониями.


В конце фримера 1793 года (Второй год свободы) Конвент затребовал у Комитета народного образования некий общий проект установления гражданских праздников, игр и «национальных упражнений».

В результате, в рамках нового календаря, предполагалось ввести пять новых календарных праздников с 17 по 22 сентября и дополнительный день – для високосных лет. Эти дни предполагалось назвать «санкюлотидами».


Также известны праздники, которые устраивали революционеры в честь дня принятия Конституции, культа Разума, Верховного существа, панихиды по Шалье, Марату, Лепелетье, взятия Бастилии и другие.


Единственный праздник того времени, который пережил период Велилкой Французской Революции – это 14 июля, День взятия Бастилии. Все остальные оказались вскоре забыты и не прижились.

Описания некоторых традиционных праздников

Новый год (1 января), который также называли днем св. Сильвестра (день этого святого приходится на 31 декабря)

Праздновать Новый год 1 января во Франции начали во времена Екатерины Медичи.

Другая версия времени принятия 1-го Января как праздника - это время Екатерины Медичи, До этого Новый год начинался на Пасху, а во времена Карла Великого – на Рождество. Карл Девятый, по настоянию своей матери, подписал указ о переносе Нового года в 1564 году.

Праздничный стол украшали омелой, приносящей удачу. На стол подавали индейку, каштаны, колбасы, гусиную печень.

С 1 по 6 января - "Пиры Дураков"

В средние века горожане в эти дни разыгрывали сатирические сценки и устаивали карнавальные шествия. Героями сценок часто становились католические священники. Празднества устраивали не только горожане, но и придворные. Самый глупый или самый популярный, по всеобщему признанию, житель получал титул "Господин Беспорядка" и являлся главой рождественских увеселений. Его приказы были обязательными к исполнению для каждого.

6 января – «Пир Королей»

Окончание новогодних и рождественских празднеств. В этот день было принято делать пожертвования и собираться за семейным столом. Обязательным элементом торжественного обеда был «Королевский торт», украшенный золотой бумажной короной; внутри него была спрятана маленькая корона или боб. Тот, кому она попадалась, становится Королем или Королевой этого дня.

Последний день перед началом Великого Поста - Карнавал Марди Гра

Последний день перед началом Великого Поста назывался «Грешным вторником», когда каждый исповедовался в своих грехах. По-французски этот день назывался Mardi Gras, то есть, «Жирный вторник», в этот день устраивали карнавалы, танцы, сельские и городские праздники с изобилием пищи и веселья перед постом.

1 апреля – День дурака

После того, как папа Григорий Восьмой ввел в 1562 году для христианского мира грегорианский календарь взамен юлианского, перенесший Новый год с конца марта на начало января, а потом в 1564 соответствующий указ издал и французский король Карл, многие французы по привычке продолжали праздновать Новый год в начале весны, что дало более молодым людям повод для шуток над старшим поколением. Консерваторов называли «апрельскими дураками» или «апрельскими рыбами» (Солнце в тот момент находилось в созвездии рыб).

Праздник не отмечался официально, но 1 апреля в результате стало днем шуток над своими знакомыми и незнакомыми. Традиционной шуткой стала «первоапрельская рыба», которую изготавливали из дерева, бумаги, глины, приделывали к ней крючок и осторожно вешали сзади на одежду прохожему.

Начало апреля –Пасха

Во Франции церковные колокола молчат со Страстной Пятницы до Светлого Воскресенья. Это делается в знак траура по распятому Сыну Божьему. На вопросы детей, почему колокола не звонят, родители отвечали, что они «улетели в Рим».

Главным символом Пасхи были пасхальные яйца, причем в северных областях Франции их приносил пасхальный кролик, а в Эльзасе – аист.

Согласно преданию, первое пасхальное яйцо Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Когда Мария пришла к Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красного цвета.

С 12 века яйца всегда освящались в церкви. Король Франции сам раздавал освященные яйца после Пасхальной мессы. Крестные отцы и крестные матери в свою очередь дарили яйца своим крестникам.

30 апреля-1 мая – Бельтайн и Вальпургиева ночь.

Языческий праздник Бельтайн, сохранившийся и с приходом христианства во многих областях. Христианская церковь относилась к нему с неодобрением, однако прямого запрета не было.

Главные символы Бельтайн во Франции – это майское дерево и майские король и королева.

Майское дерево в разных провинциях могло выглядеть по-разному. Его торжественно привозили из леса и устанавливали на центральной площади селения, украшая лентами.

Майской королевой выбирали самую красивую девушку поселения, а майским королем – победителя состязаний (кулачные бои, бег или что-то иное). Потом торжественно праздновалась майская свадьба, начинались танцы и веселье. На этом празднике молодежь свободно общалась друг с другом, начинался период ухаживаний, предшествуовавший многочисленным помолвкам.

Имели место быть и многочисленные сексуальные контакты между молодыми людьми и девушками, уходившими отмечать Бельтайн, что вызывало вполне обоснованное недовольство пуритан, считавших, что в эту ночь вместе с молодежью праздник празднует сам Сатана.

Вальпургиева ночь – это христианский праздник, приходящийся на тот же день, что и Бельтайн. Назван он в честь святой Вальпургии, английской монахини, основательницы монастыря. Католическая церковь считала, что в ночь с 30 апреля на 1 мая разгул нечистой силы достигает апогея. Священники проводили обряды изгнания бесов. Считалось большим несчастьем для ребенка родиться в Вальпургиеву ночь.

24 июня – Солнцестояние

Снова праздник, объединяющий языческое Солнцестояния и день Иоанна Крестителя. В этот день жгли костры, танцевали вокруг них и бросали в них разные предметы, которые могут принести катастрофы или несчастья. В качестве таких "предметов" часто использовались коты. Сжигание живых котов во время праздника св. Иоанна в Париже XVI в. было одним из самых популярных народных развлечений. Обычно на этот "спектакль" собиралось много людей. Играл оркестр, сооружали большой костер под деревянным настилом, на который ставили коробку или корзину с живыми котами. В Меце (Лоррен) такие церемонии проходили до 1765 года.

31 октября - канун Дня всех святых - Самайн

Как и в дни 30 апреля-1 мая, осенью праздновали одновременно два праздника, один из которых имел языческие, а другой – христианские корни.

Считалось, что в канун дня всех святых на землю спускается нечистая сила, ведьмы проводят шабаши, а мертвые спускаются на землю, поэтому богобоязненные горожане старались не выходить на улицу без надобности.

Следовало избегать кладбищ, не оборачиваться, чтобы не встретить взгляд мертвеца, молиться и проводить день в воздержании.

Нельзя было выплескивать воду за дверь, чтобы не попасть в мертвеца, а на улицу из окон домов в северных провинциях вывешивали мешки с соломой, на которых были нарисованы черепа, чтобы отпугнуть духов (впоследствии мешки заменили тыквы, привезенные из Америки).

Праздник был распространен по всей Европе, хотя имеет кельтские корни. Французы, не отличавшиеся особой набожностью, превращали канун дня всех Святых в праздник в элементами карнавала.

Молодые люди, не отличавшиеся большой набожностью, разводили костры и прыгали через них, держась за руки: если пара не разжала руки, то скоро будет свадьба.

Дети, наряжаясь ряженными, ходили по домам, пугали, пели, танцевали, выпрашивали подаяния. Тот дом, который отказывал им, мог и поплатиться - дети принимались забрасывать его комьями грязи, а то и наносили более тяжелые убытки, ломали заборы, калитки, телеги.

Кроме того, в канун дня всех святых гадали. Самым популярным способом гадания было запекание в пироге маленьких «оракулов» - кольцо, монетка и т.д.

1 ноября - День всех святых

В этот день мертвые приходили на землю, чтобы, оставаясь невидимыми, повидаться со своими близкими. В этот день поминали умерших родственников, предков, друзей. Люди обязательно шли в церковь, потом отправлялись на кладбище, часто устраивая целые процессии, где приводили в порядок могилы и ставили свечи.

11 ноября - День святого Мартина

Святой Мартин считается покровителем бедняков, солдат, сукноделов, домашних животных и птиц, а также пастухов. В День святого Мартина, после окончания сельских работ, прежде всего зажигались костры на каждой улице и в каждом дворе. В эти костры кидали корзины, в которых недавно лежали плоды. Через эти костры прыгали и устраивали шествия, зажигая факелы от их огня

6 декабря – день святого Николаса


В период до Реформации именно с этого дня начинались рождественские праздники. В период активного развития протестантизма поклонение святым осуждалось, и традицию дарения подарков детям перенесли собственно на Рождество, однако в период пост-Реформации все вернулось на круги своя. В этот день отец Ноэль приносил хорошим детям подарки и конфеты, проникая в дом через дымоход Подарки он клал в обувь, которую дети оставляли перед камином. Его компаньоном был отец Фуэтар, старик с розгами, который напоминал отцу Ноэль, вел себя ребенок хорошо или плохо и заслуживал он подарков или розог. Во многих провинциях 6 декабря отец Ноэль дарил маленькие подарки, а в Рождество приходил маленький Ноэль, младенец Иисус и дарил большие.


25 декабря - Рождество


Рождество начинали праздновать с рождественской мессы, после которой семья собиралась дома на торжественный ужин.

Главное блюдо ужина различалось в зависимости от региона: на северо-востоке подавали гуся, в Бургундии – индейку с каштанами, в Бретани лепешки из гречихи, в Париже – паштет из гусиной печени или устриц. В Провансе традиционно на рождественский ужин подаются 13 десертов - это старинный обычай, символизирующий Христа и 12 апостолов.

Начиная с 12 века во Франции появилась традиция в канун Рождества изготовлять всей семьей во дворе дома из свежей древесины (как правило, вишневого дерева) рождественское полено. С определенными церемониями его торжественно заносили в дом. Глава семьи поливал его маслом и подогретым вином, и вся семья воздавала молитвы. Маленькие девочки поджигали полено с помощью щепок, оставшихся от полена предыдущего года (согласно поверию, зола и щепки, остававшиеся от сжигания рождественского полена, хранили дом от молний и проделок дьявола в течение года; поэтому их тщательно собирали и хранили). Считалось важным, чтобы у всех, кто участвует в процессе поджигания нового полена, были чистые руки.

Обычая ставить рождественскую елку во Франции еще не было – эта традиция получила распространение в конце 19 века, когда во Франции появилось много выходцев из Германии.

Вместо этого над дверью дома вешали ветку омелы, которая приносила удачу.

Также элементом украшения были - рождественские ясли - макет, изображающий сцену рождения Христа. Обычно макет заполнялся человеческими фигурками - фигурками святых. Французские ремесленники изготавливали эти фигурки в течение года; и помимо святого семейства, пастухов и Марии, часто создавали фигурки местных сановных особ. Фигурки были яркими и разноцветными, сразу привлекающими взгляд, и их литейные формочки передавались из поколения в поколение.

Об интересном рождественском обычае в одной из провинций упомянул Вольтер в своем «Философском словаре»: «Вот каким представлением был отмечен в некоторых городах праздник Рождества. Сначала появлялся полунагой молодой человек с крыльями на спине; обращаясь к молоденькой девушке, он произносил: „Ave Maria", и т. д., она отвечала ему: „Fiat" [Да будет так—лат.], после чего он целовал ее в губы; затем ребенок, сидевший внутри большого картонного петуха, кричал, подражая петушиному пению: „Puer natus est nobis" [Отрок нам родился —лат.]».


Свадьбы

Главными периодами ухаживаний были карнавалы в конце зимы и май, причем в мае играть свадьбы было не принято.

Перед переговорами о сватовстве стороны, обычно, уже понимали, увенчается оно успехом или отказом. Переговоры обычно проводились по инициативе жениха, вел их посредник – крестный отец, друг семьи или близкий родственник.

Символом согласия родителей невесты было приглашение на совместную трапезу, на которую обычно подавали жареного петуха. Также девушка могла попросить разрешения разжечь огонь в очаге во время переговоров о сватовстве, что означало ее положительное отношение к браку.

Если стороны приходили к соглашению, то проводилась церемония обручения, во время которой заключали брачный договор у нотариуса, где указывали приданое невесты и долю жениха, а жених и невеста обменивались залогами. После обмена залогами устраивали торжественный обед в доме отца невесты, где он чокался с отцом жениха, а будущие молодожены пили из одного бокала.

После помолвки девушка должны была одеваться скромно, носить из украшений только подарки жениха, появляться на людях только в сопровождении будущего мужа, который получал право являться к ней в дом.

На совместных обедах невесты должны были молчать и сидеть только рядом с будущим мужем.

Незадолго до свадьбы жених устраивал «прощальный обед» для друзей, а невеста – для подруг.

Накануне венчания в дом жениха торжественно перевозили приданое невесты.

Согласно французскому деревенскому этикету невесты, участвуя на посиделках, должны были вести себя тихо и сдержанно, молча находиться рядом с женихом.

Одним из важных моментов подготовки к свадьбе было приглашение на свадьбу. Приглашение осуществляли сами молодые с подружкой и другом, иногда в сопровождении крестного отца и крестной матери.

К свадьбе жених дарил невесте туфли, символизировавшие единение. Костюмы жениха и невесты обычно различались в зависимости от традиционного костюма провинции.

Особое внимание привлекал пояс невесты, снять который мог лишь жених.

Другим ритуальным украшением был венок невесты, который торжественно возлагали на голову в родном доме. Обычно его делали из искусственных цветов, чтобы он потом украшал комнату молодых.

Время проведения свадьбы различалось в зависимости от традиций местности, социального положения жениха и невесты и их семейного статуса.

Обычно венчались в первой половине дня, однако вдовы, аристократы и жители Юга Франции шли под венец ночью при свете факелов.

Жених приезжал за невестой с друзьями в ее родной дом, при это сперва его не пускали, а потом выводили переодетых девушек, среди которых он должен был узнать невесту. Сама невеста не должны была показывать радость, ей полагалось плакать и сопротивляться уходу из дома.

Дурной приметой считалось невесте шить свадебное платье самой, для этого нанимали портних.

Напротив, доброй приметой было получить от невесты в день ее свадьбы какой-то подарок или приглашение стать ее подружкой на свадьбе.

Из дома невесты отправлялись в мэрию, потом в церковь, потом возвращались в дом невесты и уезжали на место проведения основного праздника, а потом в дом, где проводили первую брачную ночь (обычно дом друзей или соседей). Утром молодая пара снова посещала родителей жены, а потом отправлялась уже в дом, где им предстояло жить.

На невесту традиционно смотрели как на носительницу особой силы, которая способствовала плодородию и благополучию. К невесте старались прикоснуться, получить от нее какой-нибудь подарок, приглашение на свадьбу. Большой удачей считалось попасть в свиту невесты и тем более стать ее подружкой.

Во главе свадебного кортежа чаще всего шла невеста об руку со своим отцом, за ними жених со своей матерью. Из церкви молодые шли уже вместе. Свадебное шествие сопровождалось музыкой, колокольным звоном, выстрелами, криками, шумом. Впереди свадебного поезда несли дерево, называвшееся "дерево невесты" - символ процветания.

Свадебную церемонию то и дело останавливали. Получив выкуп, жители убирали цепи, ленты, веревки, которыми перегораживалась дорога, и разрешали дальнейший путь. Лента, преграждавшая путь, имела символическое значение, и невеста опоясывалась ею вместо пояса. Чтобы подчеркивать свое "нежелание" свадьбы и брака, невеста по дороге в церковь должна была делать попытки убежать. Чем настойчивее и энергичней она это делала, тем большую славу добродетельной девушки приобретала.

Во время венчания в церкви жених и невеста старались соблюдать многочисленные поверья: если муж, становясь на колени, наступал на передник, шлейф или вуаль жены - он будет главенствовать в семье; если жена сама продевает кольцо со второй на третью фалангу пальца - именно она будет хозяйкой в доме и т.д. В церкви осуществлялся традиционный обряд совместного принятия пищи. Освященные кусочки хлеба раздавали затем всем присутствующим. На пути из церкви окружение жениха и невесты устраивало всевозможные состязания - бег, скачки.

У входа в дом жениха молодую встречала свекровь, которая надевала на нее передник, вручала веник и другие хозяйственные предметы - символ приобщения к семейному очагу. Молодым подносили большой каравай, а они угощали им всех окружающих. Жених и невеста бросали на всех гостей зерно, кормили кур, совершали другие обрядовые действия, сопровождавшиеся веселыми шутками.

Во время свадебного пира между новобрачными усаживались или родители, или крестные. Молодые не должны были приближаться друг к другу и тем более целоваться: поцелуи не допускались.

Центральным моментом торжества являлся вынос подносов с огромными пирогами, куски которых раздавали всем присутствующим. Затем следовали танцы, открывала которые новобрачная.

Во время пира один из друзей жениха подлезал под стол и пытался снять одну из подвязок невесты так, чтобы жених этого не заметил. Невеста не противилась его попытке, а, наоборот, была в заговоре с похитителем. Если попытка удавалась, то жених должен был откупиться вином. Хотя невеста обыкновенно и облегчала похитителю его работу, помещая подвязку как можно ниже, а порой неплотно и застегивая, этот обычай давал возможность позволить себе по отношению к невесте некоторые вольности.

Затем устраивался шутливый аукцион вещей. Все стремились завладеть кусочком какого-либо предмета из свадебного наряда невесты, для чего она пришивала к платью ленты, которые можно было резать на части. Пир заканчивался вручением подарков и денег. Снятие венка, развязывание пояса сопровождались обрядовыми песнями.

Во время брачной ночи молодежь учиняла "кошачьи концерты", врывалась в спальню, всячески досаждала молодоженам.


Шаривари

Шаривари – праздник, устраивающийся по случаю свадьбы вдовы, повторно выходящей замуж. Шуточный бал, с оглушительной игрой на кастрюлях и мисках, танцами с непристойными движениями и всякого рода дурачествами.

Также шаривари могла в шутку устроить молодежь, если замечала, что в селении есть супружеская пара, пренебрегающая друг другом.
Tags: ВФР
Subscribe
promo silver_slider august 23, 2014 18:40 28
Buy for 100 tokens
Оказавшись в Лондоне после недели путешествий по небольшим английским городам, испытыываешь шок. Бегущий, меняющийся, стремительный. “Как много народу…”, - ворчишь, пристраиваясь в очередь за билетом в метро. Но знаешь: Уже через час тебя закрутит этот одержимый, живой и разноцветный поток людей…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments