silver_slider (silver_slider) wrote,
silver_slider
silver_slider

Categories:

Мастер-класс по пятницам. Иван Охлобыстин.

Встреча с этим человеком произвела на меня большое впечатление. Он очень эмоционален, у него яркая и необычная речь, но, что самое главное, он показался мне весьма доброжелательным и лишенным "звездности", несмотря на бешеную популярность. Итак...


Иван Охлобыстин:
"Тебя не должно смущать, что ты не самый умный"


Он считает, что единственная возможность остаться в гармонии с самим собой - упереться рогом и двигаться напролом

Парадоксальный, во многом необъяснимый, и, безусловно, талантливый, Иван Охлобыстин - один из самых обсуждаемых людей мира кино. Кто-то считает его гениальным актером и сценаристом, кто-то не может простить ему, что перестал на некоторое время быть священником. Он - везде. А без него было бы пусто.

Российский этно-панк
У нас на «Интернах» работает один парень - американец, который Фила Ричардса играет. Периодически он, уцепившись за местный Wi-Fi, по «Скайпу» с папой и с мамой общается… Так вот, однажды он мне признался: «Хочу домой, но реально понимаю, что отсюда уехать нельзя. Никакая страна в мире не даст тебе вот этой гаммы чувств! Здесь как будто ты находишься в глубоком космосе и в совершенно другой цивилизации! И объяснить это нельзя». Я тогда ответил ему, что хорошо его понимаю. Я много езжу по стране, и давно заметил, что в любой глубинке есть своя дикарская красота и свое обаяние. Бывает, стоишь посреди города и видишь какой-нибудь ржавый забор, а рядом «Мерседес» с золотыми колёсами, или ещё что-то подобное. Эклектика абсолютная! Я называю это «российский этно-панк». Этого не понять, если тут не жить.

Хуже я только танцую
У меня никогда не было сомнений относительно того, куда пойти учиться. Я поступил во ВГИК на режиссерский факультет. Честно закончил его, получил все необходимые, чтобы производить впечатление на барышень, призы, и снял полнометражный фильм. А потом, сидя однажды на монтаже своего фильма, я понял, что окосел от усталости. И я подумал тогда, что нет для меня, как для режиссёра, такой темы, чтобы ради нее я готов был умереть от инсульта. И тогда я отошёл от режиссуры, и больше ничего подобного не делаю. Более того, я считаю, что я - плохой режиссёр, и не стал бы сам себя нанимать… Так началась моя актёрская карьера. Я честно занимался актёрским мастерством, но был всегда дико неорганичен. Я считал, что это отвратительно. Я никогда не был профессиональным актёром в привычном понимании. Хуже я только танцую.

Один в поле воин
Мой лучший друг, с которым я учился во ВГИКе, умер от цирроза печени, так ничего и не сняв. Не смог освоить роль продюсера и научиться вертеться во времена, когда вообще никакое кино не снималось. Алкоголь погубил его. Скажу больше - эта участь постигла очень многих ребят с нашего курса - они так и не могли влиться в капитализм.
Многие из них были талантливее меня, и то, что я выбился из этой когорты - чистой воды случайность. Но есть кое-что еще. Я давно понял, что единственная возможность остаться в гармонии с самим собой - упереться рогом и двигаться напролом, даже если ничего не получается. Если ты уже нашел себя, если чувствуешь себя в профессии и решил точно, что будешь чем-то заниматься, реализовывайся. Иначе навсегда в сердце останется заноза, что у тебя не получилось в жизни самое главное, и ты станешь в собственных глазах ущербным человеком.
Один в поле всё-таки воин.

Среднее не монтируется с крупным
Во ВГИКе нас учил монтажу преподаватель по фамилии Соколов. У нас с ним был длинный конфликт. «Среднее не монтируется с крупным!», - говорил он мне. А я возражал: «Как же так? У Жана-Люка Годара монтируется, а у вас нет?». «Для этого надо быть Жаном-Люком Годаром, чтобы монтировалось», - ответил он мне тогда. А спустя много времени я понял, о чем он говорил.
Почему мы уважаем того же Малевича? Мы знаем, что он делал до «Черного квадрата». И, исследовав его биографию, становится понятно, что в «Черном квадрате» он свел все воедино. Просто для него это - его концепт. До того, как кубист проявляет себя как кубист, он рисует натюрморты, цветочки и все остальное. Рисует голых женщин, и других моделей. И, переходя к модернистскому направлению в живописи, он уже умеет рисовать! Если абстракционист просто рисует каляки-маляки, а до этого никакого творческого пути у него не было, он не перенесет себя на холст. А значит, не имеет права шагать дальше.

Выше, больше, толще, слаще…
Я человек со своими тараканами, и во мне очень много негативного. Я - слабый человек, как и большинство. Но мне помогает то, что я это понимаю. Так уж сложилось, что люди стесняются серьезно выражаться, стесняются собственного творчества, стесняются высказывать свои мысли. А все потому, что боятся показаться дураками. В одном они правы. Всегда найдется человек красивее тебя, умнее тебя, сильнее тебя, выше, больше, толще, слаще. Но это не значит, что мы не должны реализовывать собственные таланты! Мы должны позволить себе быть открытыми. Только в этом случае те люди, кто умнее, красивее, сильнее, больше и толще, смогут сделать нас лучше и помочь нам реализоваться.
Ты можешь быть не самым умным. Но тебя не должно смущать, что ты - такой. Ты - никто. Просто представитель массового бессознательного, который сумел сформулировать это в силу трудоспособности. Просто воин какого-то пусть и обреченного, но большого войска. Один из трехсот спартанцев, но - лишь представитель, а не самодостаточная фигура. Может быть, прочувствовав это, ты сможешь преодолеть и все остальное?

Цель не оправдывает средства
Никогда не был согласен с утверждением, что цель оправдывает средства. Слишком много примеров обратного. Нельзя построить свое счастье на чужом несчастье. И примеров - очень много. Взять хотя бы многочисленные разваленные семьи. Вроде все нормально, одна барышня или один мужчина разваливает другую семью, начинается новая жизнь… Но крайне редко после этого новая семья получается счастливой.
Нельзя быть одновременно кассовым режиссером и духовным режиссером, потому что нельзя думать о деньгах, когда что-то делаешь. Вообще ни о чем нельзя думать, кроме того, что ты делаешь. Поэтому я не согласен с этим утверждением.

От кого ты работаешь и для кого
Человек по-звериному чувствует, когда есть правда, а когда ее нет. Помню странное ощущение, которое охватило меня, когда я выступал перед десятками тысяч людей в Лужниках. Ты стоишь, как в водовороте, словно вокруг тебя бурлят потоки теплой и холодной воды. Я - абсолютный прагматик, психически не аномален, поэтому понимаю, что это ощущение имеет и материальную основу. Люди шестым чувством понимают, что ты искренен, что ты хочешь для них служить, и что ты говоришь от их имени. Отсюда - прямой контакт. Это очень важно - понимать, от кого ты работаешь и для кого. Это качество, кстати, было присуще преподавателям, которые нас учили во ВГИКе. Они нас вдохновили и научили понимать, что если у Тарковского человек идет со свечой, а потом она тухнет, это означает, что он не донес свою душу до всего человечества. Мы это воспринимали, а потом ходили по аллее вокруг ВГИКа, обсуждая и задыхаясь от эмоций. И нас не отвлекали ни пьянки, ни гулянки. До такой степени это резонировало с нашими сердцами.

Благодарен Богу
Скоро начнутся съемки «Интернов», и я снова утону в производстве. Попутно я буду писать один сценарий - это моя старинная и нереализованная идея. После «Интернов» начнется работа в «Методе Фрейда», параллельно, если все сложится, я сыграю Троцкого - это драматическая и очень интересная роль. Когда это закончится, я очень рассчитываю вернуться к храмовому служению.
Я благодарен Богу. Меня ведь в церковь не печаль привела, а благодарность. Я себя хорошо знаю, и знаю, как никто другой, что недостоин того, что у меня есть: ни хорошей семьи, ни хороших друзей, ни всего остального. И поэтому, когда я прихожу в церковь, я всегда говорю, обращаясь к лику на фреске: «Спасибо, Господи!»

(с) журнал "Кампус", май 2013 года
www.campus-online.ru
Tags: Мастер-класс, мои интервью
Subscribe
promo silver_slider august 23, 2014 18:40 28
Buy for 100 tokens
Оказавшись в Лондоне после недели путешествий по небольшим английским городам, испытыываешь шок. Бегущий, меняющийся, стремительный. “Как много народу…”, - ворчишь, пристраиваясь в очередь за билетом в метро. Но знаешь: Уже через час тебя закрутит этот одержимый, живой и разноцветный поток людей…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 63 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →