?

Log in

No account? Create an account

Заметки гениального сыщика


Previous Entry Share Next Entry
Мастер-класс по пятницам. Галина Волчек.
new
silver_slider
«Если хочешь оставаться современным в любом возрасте, надо быть готовым «обновлять кровь». Так считает Галина Волчек, уже почти 40 лет – главный режиссер театра «Современник». Я познакомилась с этой выдающейся женщиной в 2009 году, накануне премьеры легендарного спектакля 90-х «Мурлин Мурло» с молодыми артистами в главных ролях. В тот момент она рисковала. А еще рисковала, дав возможность студентам театральных вузов поставить на малой сцене театра свои спектакли. Как выяснилось, риск получился оправданным.


Галина Волчек: "Это сказки, что я железная леди"
Главный режиссер театра «Современник» считает, что успех без риска невозможен. И рисковать надо по-крупному




Сижу над учебником, а под ним спрятан Чехов
Бывают люди, которые уже в детстве знают, чего хотят. По крайней мере, осознают свои желания и стремления. Наверное, это и есть, то, что называется «призвание». А некоторые ни в семнадцать, ни в восемнадцать, ни в двадцать этого не знают. Их надо натолкнуть, как-то нацелить, помочь. В тринадцать лет я уже точно знала, что стану актрисой. Я стеснялась этого. Потому что я абсолютно не соответствовала стереотипу артистки того времени. Тогда популярны были хорошенькие кукольные героини типа Целиковской, понимаете? И вдруг я со своими данными…
Я никому не говорила о своей мечте, но я знала точно, что добьюсь своего. Мама у меня была строгая. Помню, сижу над учебником географии или математики, а под ним спрятан Чехов, или Толстой. Вот так. Единственное, чего я никогда не предполагала - что стану режиссером. И очень плакала, когда Олег Ефремов однажды вызвал меня и сказал: «Нам удобнее для штатного расписания (слова, тогда мне непонятные), тебя перевести на режиссера». Я к тому моменту уже была режиссером, уже получила даже Государственную премию за «Обыкновенную историю», но в штате числилась артисткой. Тогда я восприняла это так трагически, словно в эту минуту неосознанно попрощалась с этой профессией. На самом деле так оно и было. Я попрощалась.

Спасибо большое, но нам ничего не нужно
В нашем театре есть стеклянный переход из одного здания в другое. Там часто сидят и курят наши артисты, и оттуда хорошо виден весь наш двор. И вот, однажды, в начале перестройки, во двор въехал длинный лимузин. Из него вышел человек, как сейчас принято говорить, «кавказской национальности». Поднялся в директорский кабинет. Он был небольшого роста, очень красочной внешности. Посмотрел на меня, на нашего директора - довольно строго посмотрел. И спросил: «Сколько вам денег надо?». В те времена повсюду писали о том, что театрам не хватает средств. Мы переглянулись с директором, а он увидел эту внутреннюю паузу и говорит: «У вас ведь тут Гафт работает?». Мы кивнули: «Ну да». А он: «За одно то, что он так сыграл вора в законе (тогда как раз действительно вышел фильм, где он сыграл эту роль), мы готовы дать вам деньги. Сколько надо?» Кто был этот человек? Мы никогда об этом уже не узнаем. Но тогда мы в один голос сказали: «Спасибо большое, но нам ничего не нужно». Потому что для меня деньги - пахнут. И я старалась никогда в жизни не отступать от этого принципа.

Без пришитых кем-то крыльев
Успех без риска невозможен. Мне кажется, это очевидные вещи. Очевидные! Нельзя цепляться за уже утвержденные штампы и стереотипы, даже если они прекрасны. Без того, чтобы рискнуть, ты никогда не попробуешь чего-то, что не пробовали до тебя. Даже если это кажется всем идиотическим поступком.
В этом году мы рисковали по-крупному. Мы взяли четырех студентов из ГИТИСа, из разных мастерских, лишь один из них к тому моменту закончил институт. И дали им возможность на «Другой сцене» сделать эскиз своего спектакля. Без всяких наших вмешательств и условий. Кроме одного: в спектаклях должны были быть задействованы только артисты театра «Современник».
Я не участвовала, не помогала. Я не агитировала никого из артистов, потому что это тоже входит в понятие «режиссер»: убедить, купить, уговорить, приговорить, загипнотизировать нужного тебе артиста... И вот, в конце января марте все четверо в замечательной атмосфере дошли до финала. Это трудное дело. Но без этого, мне кажется, неинтересно существовать. Я не хочу брать режиссеров только из рук этих, как я их называю, «модельеров от театра». Я хотела напрямую иметь контакт с теми, кто завтра придет на постановку, без чьих-то оценок, без пришитых кем-то крыльев. Как мы выбирали их? Мы следили за ними. Слушали тех, кому верили, собирали какие-то рекомендации. Я сама несколько раз с ними встречалась и разговаривала. Все – на личном опыте. И риск оправдал себя.

Дверь в мой кабинет ногой открывают, если нужно
Это сказки, что я железная леди и меня боятся. Ерунда. Никто не боится. Мне рассказывали, что к кому-то из главных режиссеров актеры записываются на прием. Но только не ко мне. Есть дверь в мой кабинет, ее ногой откроют, или где-нибудь меня поймают. Или даже позвонят ночью, если понадобится – знают, что прощу. Но я могу быть очень строгой и непримиримой. Я ненавижу притворство, неестественность и внутреннюю фальшь. Я чувствую их. И я не люблю изворотливых людей. Даже злобу и внутреннюю агрессию готова простить, но не фальшь, неестественность и неправду. За всю историю театра я только один раз уволила артиста. Это был хороший артист, я много занимала его в постановках. Но он коварно обманул и предал театр. Однажды он сказался больным и взял бюллетень. А потом мы узнали, что в этот вечер он играл антрепризу в театре через дорогу. Наутро его не было в театре.

Помню всех, кто зацепил мою душу
Самый большой дар, который мне дал господь, - это любить людей. Они мне интересны. Это внутренняя необходимость, так я скроена. Потом эти люди так или иначе возникают в том, что я делаю на сцене. Объясняю что-то артисту, а на ум приходит пример – бабушка, с которой я однажды разговорилась, или парень, которого я встретила около будки, где сосиски продают. Все эти встречи я помню. Всех-всех, с кем я останавливалась поговорить, кого догоняла. Тех, кто зацепил мое воображение, мою фантазию, мою душу. Помню один случай. Я ехала в машине по Сретенке и увидела таджикского мальчика лет восьми. «Тетя, я есть хочу, тетя! Дай, дай!». Я потянулась к сумке, но водитель меня одернул: «Да вы что, это все, мол, режиссура еще почище вашей!». И тронулся. Тем не менее, голодный мальчик у меня из головы не выходил. Я на следующее утро купила бутылку молока, сырки сладкие, батон… Он подбежал, когда наша машина снова остановилась. И хорошо, что он не дал мне этим батоном по голове! Сунул мне его обратно: «Деньги давай!». Вот и вся режиссура. А однажды я увидела бабушку. Было холодно, она еле стояла, подпирая угол дома. Она не протягивала руку и не была поставлена туда режиссером. Когда я к ней подошла и достала деньги, она ссутулилась еще больше. «Извините, но мне так неловко. Я никогда не могла себе представить, что окажусь в таком положении…» В ее фигуре, в ее глазах, в этой интонации, в этих нескольких фразах, которые она сказала, была вся ее судьба. Это была потрясающая бабушка…
Уходят какие-то события, какие-то факты, случаи. И люди тоже уходят. Но они могут меня зацепить, заставить остановиться и что-то через них понять, осмыслить, поругать себя или кого-то, или, наоборот, похвалить. И такое не забывается.
Елена ХАРО



promo silver_slider august 23, 2014 18:40 28
Buy for 100 tokens
Оказавшись в Лондоне после недели путешествий по небольшим английским городам, испытыываешь шок. Бегущий, меняющийся, стремительный. “Как много народу…”, - ворчишь, пристраиваясь в очередь за билетом в метро. Но знаешь: Уже через час тебя закрутит этот одержимый, живой и разноцветный поток людей…

  • 1
Спасибо, очень интересно! Не знаешь - кого именно она уволила?

нееее:)) я побоялась спросить:) она такая... строгая:))))

Сдается мне, что Садальского...
Хорошее интервью:) Спасибо!

рада, что понравилось)))
Может быть. и так...))

Байка про человека «кавказской национальности» прикольная:)

ага, мне тоже понравилось))

Потрясающая женщина! Долгих ей лет.

совершенно согласна!!!

Великий человек, даже не знаю как по другому сказать про неё.

да, да!:) Я тоже была под огромным впечатлением..

Как на мне нравится... Страстный человек!

даже сейчас, когда она уже немолодая, у нее столько энергии и идей!!! И театр - прекрасный!!

  • 1