silver_slider (silver_slider) wrote,
silver_slider
silver_slider

Мастер-класс по пятницам. Евгений Касперский



С Евгением Касперским я встретилась впервые четыре года назад. Интервью посвящалось выходу его книги. В следующий раз мне удалось поймать этого неуловимого человека в его офисе. Касперский - очень интересный собеседник, к тому же еще и путешественник. Знаю, многие ворчат на его антивирус. Но ведь из наших и правда никто ничего круче не изобрел:))))

Итак...



Евгений Касперский:

Скажете, нам повезло? Нет. Просто хороший продукт

Елена ХАРО

Создатель самого известного во Вселенной антивируса поделился с «Кампусом» секретом: как создать компанию, которая завоюет рынок и станет мировым лидером

Без мега-идеи ничего не получится

Если нет мега-идеи, не старайтесь. Ничего не получится – это будет просто торговля пирожками. У Генри Форда была мега-идея: дешевый автомобиль для всех. У Билла Гейтса была мега-идея: компьютер на каждый стол. Моя мега-идея состояла в том, чтобы сделать лучший в мире антивирус. А в 1996 году появилась еще одна задача – стать лидером на российском рынке.

В то время на российском рынке антивирусов доминировала компания «Диалог-Наука». У них была программа AiDsTest, которая ассоциировалась со словом «антивирус» примерно как слово «ксерокс» ассоциируется с любой копировальной машиной. И тут появился Microsoft Windows 95, совершенно новая система… Ребята немного проворонили этот момент, а мы отследили. И выпустили первыми версию под Windows 95. Однажды мы встретились на одной выставке. У них был большой стенд. У нас стенда не было. У них с собой были большие горки их продуктов, у нас - маленькие и не такие развесистые. Я к ним подошел: «У вас что-то новенькое?» - «Да нет, у нас тут новые версии старых продуктов». Тогда я сказал: «Ребята,  я вас съем». Они надо мной посмеялись. Кто сейчас помнит «Диалог-Науку»? А мы через два года стали лидерами на российском рынке.

Найди того, кто в тебя поверит

Я работал программистом в рядах вооруженных сил. Однажды, обнаружив, что мой компьютер заражен, я  заинтересовался компьютерными вирусами. И это стало моим хобби. А в какой-то момент я понял, что это может стать делом жизни и средством выживания. Мне было 25 лет. Ни о каком развесистом бизнесе я, конечно, тогда не думал и не мечтал. Это был 1990-1991 год, самое веселое время, если кто помнит. Покинуть ряды вооруженных сил, чтобы заняться антивирусными исследованиями, было очень рискованным шагом. Меня все отговаривали. Ведь в те времена антивирусной индустрии еще не было. Антивирусные утилиты разрабатывали энтузиасты-одиночки – их тогда было человек 20-30 от силы. Причем делали они это в свободное от работы время, и больших денег на этом не зарабатывали. Мне повезло. В меня поверил мой бывший учитель криптографии, Алексей Ремизов. Он взял меня на работу. Сказал: «Вот тебе компьютер, вот тебе стол. Занимайся своим любимым делом». Из тех, кто работал в той компании, в меня мало кто верил. И даже спорили о том, что это все ерунда и ничего не получится. Но Ремизов верил в меня  и давал мне возможность проявлять себя. Когда я говорил ему, что мне нужны новые сотрудники, он с трудом – ведь это были дополнительные инвестиции – давал возможность мне набирать людей. Об окупаемости тогда и не думали. Приходилось халтурить даже на одну достаточно известную антивирусную европейскую компанию - набивать им базу данных, чтобы как-то поддержать финансовое состояние коллектива. Но мы продолжали. В 1994-1995 году у нас пошли продажи по России, потом – по чуть-чуть - на Западе. Медленно, но все начало раскручиваться.

У всех финансовый кризис, а мы в шоколаде

Нам очень помог финансовый кризис в России. К 1998-му году значительная часть наших договоров приходилась на зарубежных партнеров. Когда грянул кризис, наши зарубежные партнеры проплатили вперед. И оказалось, что у нас есть деньги! На эти деньги мы начали нанимать профессиональных топ-менеджеров, которых до этого момента не могли себе позволить… И к концу 98-го мы были просто в золоте и шоколаде. Конечно, можно сказать, что нам повезло. Благодаря кризису финансовая ситуация в стране резко ухудшилась, а у нас не изменилась. Качели качнулись в нашу сторону, и мы смогли решить многие кадровые проблемы в компании. Но это было не голое везение, как в рулетке, а результат тяжелого труда. Ведь до кризиса мы развивали партнерскую сеть в течение 5 лет. А еще всеми силами старались сделать очень хороший продукт, который по сравнению с конкурирующими был бы на голову выше. Однажды мне притащили с Горбушки купленный там у пиратов флоппи-диск, с нашей программой.  На нем было написано: «Самый крутой в природе антивирус». Оказалось, что мы и сами не знаем, какую мощную рекламную компанию устроили нам пираты. Снова скажете повезло? Нет. Просто продукт хороший сделали.

Если делать ошибки, то с открытыми глазами

Среди когорты наших партнеров-дистрибьюторов 1994 года на сегодняшний день не осталось ни одного. Точнее нет, один остался. Партнер из Бельгии, он был самым честным. Помню, как он нас предупреждал тогда: «Ребята, вас ведь будут обманывать». На что мы сказали: «Да, будут. А что делать? Мы можем полностью закрыть нашу дистрибуцию в Европе, Америке. Тогда мы навсегда останемся российской компанией, которая действует только на ее территории».

Ошибок на том этапе у нас было очень много. Не столько ошибок, сколько отсутствия знаний и опыта построения международного бизнеса. Маленькая российская компания из страны, переживающей тяжелый кризис – ребят надо поюзать… Мы по-английски то с трудом говорили в те времена. Помню нашу первую пресс-конференцию в Англии. Приходили журналисты по очереди из разных изданий, задавали вопросы, а в виду имели одно и тоже: «Ребята, что вы здесь ловить собираетесь? У нас здесь «Симантек», «Софас». А вы куда? Тем более, из России».

Мы заключали совершенно кабальные контракты. А в качестве клиентов нам доставались либо студенты, либо мошенники. Как правило, они продавали наши лицензии, но при этом нам ничего не отчисляли, или отчисляли, но далеко не все суммы. В Италии, допустим, был один деятель продавал наши лицензии, выписанные на какое-то ООО «Электрочто-то». Откровенный контрафакт.

Мы понимали, что у нас будут воровать. Но успокаивали себя мыслью – промоутерить-то везде тоже будут. А нам это было на руку – на рекламу денег у нас совсем не было.

Они вкладывались в маркетинг, мы – в «яйцеголовых»

Для того, чтобы добиться успеха, достаточно быть трудоголиком. Для того, чтобы добиться большого успеха, нужно быть трудоголиком и человеком талантливым. А для того, чтобы добиться ошеломляющего успеха, нужно быть трудоголиком и уметь собирать талантливую команду. Я думаю, что мы относимся к третьей категории.

В конце 90-х годов прошлого века считалось, что антивирусная проблема будет скоро решена: «Технологии супер-пупер, вирусов становится все меньше, любые эпидемии остановим».. Что все продукты будут одинаковые, примерно как автомобили. В те времена я язык натер, доказывая всем, что ничего подобного. Что будущее – за технологиями, что проблема вирусов будет становиться все более сложной. Поэтому, в то время, как остальные компании вкладывались в маркетинг, мы делали упор на технологии и собирали экспертную команду «яйцеголовых». Недавно один из наших сотрудников был в Каннах, зашел в компьютерный магазин и обратился к продавцу: «Ребята, антивирус хочу купить. Вы что посоветуете?» продавец подошел к полке, взял нашу зеленую коробку и сказал: «This is the best».

Так кто оказался прав?


Tags: Мастер-класс, мои интервью
Subscribe
promo silver_slider august 23, 2014 18:40 28
Buy for 100 tokens
Оказавшись в Лондоне после недели путешествий по небольшим английским городам, испытыываешь шок. Бегущий, меняющийся, стремительный. “Как много народу…”, - ворчишь, пристраиваясь в очередь за билетом в метро. Но знаешь: Уже через час тебя закрутит этот одержимый, живой и разноцветный поток людей…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments