silver_slider (silver_slider) wrote,
silver_slider
silver_slider

Мастер-класс по пятницам. Армен Джигарханян



Этот человек не нуждается в представлении. Наверное, нет такого человека, кто не назовет сразу же несколько ярчайших образов, которые он создал в кино. Я встречалась с ним два раза. Во время первого интервью, несколько лет назад, он показался мне грустным. А потом в его жизни возникла Любовь, и он стал выглядеть счастливым, бодрым и полным сил. Он - великий актер и великий философ. Не зря в пьесе Радзинского он играет Сенеку...



Армен Джигарханян:
Самое большое несчастье - это переход от студенчества к профессии


Эпиграмма, которую много лет назад Валентин Гафт написал об этом легендарном актере: «Сегодня меньше на земле армян, чем фильмов, где сыграл Джигарханян» уже давно вошла в историю. Более двухсот самых разных ролей, бессчетное количество сыгранных спектаклей. В середине 90-х Армен Джигарханян, один из ведущих актеров и гордость Театра имени Маяковского неожиданно ушел из театра, чтобы создать собственный. А его первой труппой стали его ученики – молодые актеры-ВГИКовцы…

Иметь или быть? Совместить – невозможно!
Однажды Сократ долго стоял около какого-то богатого рынка. У него спросили: «На что ты смотришь?». И он ответил: «Я смотрю, сколько на свете вещей, которые мне не нужны». Это старая притча. И только с годами приходит понимание того, что многое – действительно лишнее. Порвал и выбросил. И надо избавляться от того, что тебя хватает за руки и за ноги.
Хотелось бы назвать замечательную книгу одного из выдающихся психологов Эриха Фромма - «Иметь или быть». Почитайте, мои молодые друзья, это очень интересная мысль! Потому что я думаю, что мы всю жизнь занимаемся решением этого вопроса. Иметь или быть. Чем дальше живешь, тем глубже понимаешь, что совместить это почти невозможно. Или надо «иметь» и становиться рабом этого состояния, или быть. И тогда пренебрегать всем, что отравляет твою жизнь или требует внимания.
Иначе как? Когда появляются дети, мы находим себе логичное оправдание – не для себя все это, для ребенка. Сколько мы придумали фраз: «один раз живешь на свете», и так далее. И нас одобрят, нас благословят на это. Но мы будем видеть, как постепенно из-за этого благородства, ты будешь отходить от своего «быть». Но не дай Бог, чтобы вы подумали, что я советую: «Давайте, все мы…» - это ерунда собачья, этого не бывает и не будет. Но время от времени мы будет все равно возвращаться в этой проблеме.
Я стараюсь «быть». Но стараться – это не значит мочь.


Износись, но не ржавей
Лучше износиться, чем заржаветь. Это армянская пословица, которая мне очень нравится. Как-то раз Эйштейн сказал, что если б он мог придумать одиннадцатую заповедь, ею стала бы «Не бойся». Это очень правильно. Потому что мы боимся неизвестности, боимся не угадать, боимся, что нас обманут. Человеческая потенция безгранична. Но мы плохо знаем себя. Я думаю, что человек тратит себя на три и семь процентов, а остальное так и остается нереализованным. А износиться – это и значит не бояться.
Я встречал массу людей, которые так себя и не растратили. «Не нашел себя», «погода не та», и так далее и тому подобное. Поэтому своим молодым коллегам я всегда говорю, что на сцене нельзя ничего бояться. Нельзя бояться быть смешным или некрасивым. Я думаю, что это качество важно безотносительно к профессии. Как? Элементарно. Писать так, как ты думаешь, а не как сказал редактор. И если ты мыслишь иначе, чем кто-то более опытный, не бояться сказать об этом.
И созидать. Это трудно. Я тоже иногда думаю: «А я посижу вот здесь. Так удобно сижу, а туда надо идти, смотреть…». Бывает, что просыпаясь утром, я понимаю, что жутко не хочу идти в театр. Думаю: может быть, позвонить, сказаться больным? Но потом заставляю себя встать и приехать. Потому, что знаю, что это важно и нужно. А если ты понимаешь, что это действительно нужно, то стоит совершить усилие над собой.
А сомнения? Сомнения нужны. Как говорил Сократ: «Проверять и сомневаться». Но если остановиться, то можно просомневаться всю жизнь. А надо двигаться.

Выбор профессии, как выбор партнера – на всю жизнь
Для меня нет ничего пошлее, чем советовать. Не надо советовать. Лучше сказать: «Я бы выпил бы эту воду, а вы выбирайте». Однажды, когда у меня были проблемы со здоровьем, на меня посыпались советы: «А ты знаешь, что такой-то Муськин пьет то-то». Я позвонил своему врачу и говорю, что советуют вот такое выпить. И он мне тогда ответил: «Я должен посмотреть Муськина и тогда я скажу, правильно он пьет или неправильно. А тебе не подходит это лекарство».
Как сделать правильный выбор? Могу ответить на этот вопрос просто. Надо послушать свой организм. Выбор профессии, как и выбор партнера – на всю жизнь. Но делать его приходится, как правило, в очень раннем возрасте, и отсюда – все ошибки. На нас налетает огромное количество информации. Из них какая-то часть бездарная, какая-то часть талантливая, сильная. Под воздействием всего этого легко принять неверные решения. Поэтому и надо спросить свой организм – порой он знает лучше нас самих. Если тебе противопоказаны антибиотики, то организм сразу даст об этом знать – например, на теле появится сыпь. А вот если твой организм тебе врет, то есть, ты принимаешь антибиотик, и он тебе не показывает, что тебе это вредно, значит, надо серьезно лечиться. Так и с выбором профессии. Твой организм подскажет, как правильно. И в этот момент надо понять, что не стоит идти заниматься не своим делом, даже, если тебе обещают хорошие деньги.
Я очень дружил с замечательным поэтом Гришей Поженяном. У него было замечательное стихотворение «Я принял решение». Он говорил о том, что это самое важное. Рассуждать, сомневаться, читать, не читать – это все входит в твою жизнь, но это должно кончиться тем, что «я принял решение». Я думаю, что это очень непросто. Подавляющее большинство людей уходят в сторону, куда волна понесет, а «принял решение» - это взять на себя ответственность и сказать: «Да, эта ручка должна лежать здесь». Вот такие смешные истории.

Переход к профессии
У меня была тяжелая студенческая жизнь. После первого семестра учебы в Ереванском театральном художественном институте – сейчас это называется Академией – я устроился работать в театр. Помню, без четверти одиннадцать заканчивалось «мастерство», на котором я должен был быть, и мне надо было за пятнадцать минут добежать до театра, чтобы успеть на репетицию. А вечером спектакли, и так далее.
Но благодаря своей работе в период учебы я очень многое понял. Самое большое несчастье - это переход от студенчества к профессии, а в театральном деле это просто катастрофа. Девяносто процентов трагедий происходят именно на этом этапе. Не знаю, как у вас в институте, а в театральных институтах дистиллированные условиях работы: уже с первого курса все знают, что это - Ермолова, это - Смоктуновский, это – Качалов. Потом эти звезды приходят в театр, а театр – жесточайшее учреждение, почти как армия – и ломаются. На такой веселой ноте мы закончим.
Елена ХАРО


Tags: Мастер-класс, мои интервью
Subscribe
promo silver_slider august 23, 2014 18:40 28
Buy for 100 tokens
Оказавшись в Лондоне после недели путешествий по небольшим английским городам, испытыываешь шок. Бегущий, меняющийся, стремительный. “Как много народу…”, - ворчишь, пристраиваясь в очередь за билетом в метро. Но знаешь: Уже через час тебя закрутит этот одержимый, живой и разноцветный поток людей…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments