silver_slider (silver_slider) wrote,
silver_slider
silver_slider

Category:

Мастер-класс по пятницам. Юрий Башмет.

Продолжаю публиковать свои интервью с выдающимися людьми в рамках новой рубрики:) Итак. Юрий Башмет. Я мечтала познакомиться с этим человеком и поставила себе цель. Встреча состоялась через год, осенью 2009-го. Более харизматичных и красивых людей я встречала редко. У него необычный стиль изложения мыслей, и он - потрясающий собеседник...






Юрий Башмет:
Ответов у меня нет – но есть вопросы

Легендарный альтист, лауреат «Грэмми» и почетный профессор МГУ считает: строить планы наперед – значит соперничать с богом


Курит много. А работает еще больше. В Москве его практически не бывает – график гастролей расписан на два года вперед. А скоро на экраны выйдет фильм «АССА-2»,в котором он сыграл одну из главных ролей. Все успевает. Наверное, как и все гении.

Достаточно засомневаться
У меня был гениальный учитель по музыке – Федор Дружинин. Он умел во время урока задать вопрос: «А ты так почему делаешь?». И это значило, что я что-то делаю неубедительно. Он ставил вопрос – и я задумывался. Мне не нужно было говорить, как надо делать. Достаточно было, чтобы кто-то засомневался. Все.
Также и с родителями. Если они сходятся в каком-то понимании и видении мира, то дают ребенку возможность вырасти человеком с широким взглядом и пониманием жизни. Это то, что сделали мои родители для меня. Это дало мне возможность с вами разговаривать и ставить вопросы. Ответы у меня не всегда есть. Но есть вопросы. А это - самое главное.

Как чувствуешь, так и действуй
Существует мнение, что пока ты занимаешься главным делом своей жизни, не нужно обзаводиться семьей. Ошибка. У нас есть великий пианист Женя Кисин, сделавший великую карьеру. Ему под сорок, и он до сих пор не женат. У нас есть Максим Венгеров, скрипач, тоже сделавший великую карьеру – и он не женат. И что сейчас – Жене Кисину останавливать концерты и начинать заниматься личной жизнью? А что потом? Или семья вообще не нужна?
Всё это – очень непростые вещи. Очень Индивидуальные вещи. Ведь каждый человек исключителен и каждый выбирает свой путь. И вот поэтому, если он почувствовал, что надо сделать так, а не иначе - так надо и действовать. Ведь правда – за поколением, а не за опытом. А всё остальное – воспитание.

Божественный заряд на выживание
Шекспир не был дураком, когда Ромео и Джульетту убил. Он рассказал миру о самой настоящей любви. Она ведь почему самая настоящая? Потому что она не встретилась с проблемами – они ушли в кульминационной точке этой любви.
В момент рождения человек получает колоссальную, божественную силу на выживание. Он начинает сопротивляться. Причем борется он с массой и положительной, и отрицательной. Борется за собственную жизнь. В детстве он кричит, когда ему больно или хочется в туалет, а до него нет дела. А потом он вырастает. И вдруг папа говорит: «Ты смотри, осторожно там с этой девочкой!» - или «Чтоб была в пол-одиннадцатого вечера уже дома!». Но это не заменит опыта. И не может человек, даже который верит на сто процентов своим родителям, по-настоящему узнать, как правильно, пока сам до этого не дотронется. И пока человек не приобретает собственный опыт, он не повзрослеет. А когда он повзрослеет, он уже не способен на любовь Ромео и Джульетты. И в этом – парадокс.

Путин – человек с понятиями
Я очень ценю всё, что у нас в России происходит. Душевно переживаю все проблемы, сложности, каждую деталь. Многие вещи, у нас конечно и по сей день не решены. Но, я искренне считаю, что у нас был хороший президент, а сегодня - премьер-министр. Потому что это человек с понятиями. Не по бумагам выучившийся и, сообразивший, как сделать себе великую политическую карьеру. По понятиям. У него есть понятия «хорошо» и «плохо», «человек» и «что-то против человека». Я всё время думаю: хватит ли его? Потому что сообразить, как себя вести в какой-то ситуации за каждого из нас, то есть за всю страну – это значит, знать, что будет дальше.

Правда бывает разной
Я очень ценю то, что судьба свела меня со Святославом Рихтером. Я пацаном был, а он – большим маэстро. Он никогда не говорил с журналистами. Но в конце жизни все-таки дал большое интервью, и французский кинорежиссер сделал о нем фильм. Хороший, очень талантливый фильм, основанный на его дневниках. Но там много неправды.
У Рихтера по любому серьезному поводу есть несколько мнений, записанных в дневнике, и они кардинально отличаются друг от друга. И режиссер выбрал то, что ему больше подходило. В самом конце фильма он говорит заключительную фразу, вызвавшую бешеный восторг у всех западных старушек: «В конце концов, я сам себе очень не нравлюсь».
В тот момент он себе и правда очень не нравился. Он стал слабеньким. В ту минуту он себя плохо чувствовал, он понимал, что перестал играть. Но я помнил его другим. Человеком, который мог во фрачном костюме после концерта, оказавшись под Москвой на своей даче в марте или в апреле, увидев первый ландыш, опуститься, не задумываясь, на землю, чтобы полюбоваться этим божественно красивым цветком. Он так радовался жизни, что закончить единственный фильм, который увидел весь мир, словами «я себе не нравлюсь», значило показать неправду.
Спустя некоторое время этот же режиссер сказал мне: «Следующий фильм хочу делать про тебя». На что я ему ответил, что не считаю это возможным.

С предателями надо расставаться
Самый большой недостаток человека – это предательство. Иногда жизнь может повести к черте, когда нужно решать, да или нет, сказать правду или не сказать, или вообще повести себя, как животное, которое спасает свою жизнь. Это уже что-то биологическое – тело себя защищает. Можно обмануть тигра обманным движением: сделать вид, что ты сейчас побежишь налево – и он туда ринется, а самому в это время прыгнуть на дерево. Это не есть предательство. Скорее, какая-то позитивная хитрость. А предательство – это когда человек, приближенный к тебе, зная твои незащищенные стороны и всю подноготную, закладывает все это просто для того, чтобы приобрести какие-то блага. Вот это, я считаю, предательство. И, конечно, с этими людьми надо расставаться. Хотя это еще вопрос веры и времени.
Однажды ко мне пришел один из скрипачей из моего ансамбля, молодой и талантливый. Он проработал несколько лет – и некрасиво ушел. За два-три месяца надо сообщать, чтобы всё цивильно было. А он просто сказал: «Завтра я буду работать уже в другом месте. Я за всё вам благодарен, спасибо. Но я должен уйти. Пожалуйста, не держите зла». Я его с матом выгнал отсюда. Хлопнул дверью. Проходит год – он просится назад. Слезно: «Черт попутал!» Я Взял его назад. А долго думал.

Люблю свои ошибки и неошибки
Есть известная китайская поговорка: «если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах»: Человек, который знает свои планы далеко наперед – не умен. Да, иногда мы делаем какое-то действие – и по мелочи попадаем. Как в казино. Но казино всегда выигрывает, там так всё рассчитано. А человек не может знать наверняка. Знает только судьба, бог, нечто, что выше человека.
У меня иногда создается впечатление, что меня кто-то ведет по жизни. Может быть, это делает мама. С небес, потому что она умерла молодой. В какой-то ответственный момент, даже если я заблудился, словно звучит голос, и я понимаю, что надо сделать так и так. Это непредсказуемо. И потом все получается в плюсе.
В свое время меня приглашал концертмейстером в свой оркестр Герберт фон Караян. У меня в Москве тогда не было ни прописки, ни квартиры, ни уважения – ничего. Согласился бы я тогда – сидел бы в Берлине в филармонии концертмейстером в оркестре. Стал бы настоящим буржуа, жил бы в хорошей квартире в том же Берлине… Но не думаю, что эта жизнь интересней московской, что тогда, что сегодня. Поэтому я считаю, что это было абсолютно верное решение.
А вообще, я люблю свои ошибки и неошибки. А то, что было неправильным - это все равно мои ошибки, не ваши, не его, не чьи-либо еще – мои. А моя ошибка – это моя любимая ошибка. Вот такой тупой оптимизм.
Елена ХАРО
Сентябрь 2009 года

Tags: Мастер-класс, мои интервью
Subscribe
promo silver_slider august 23, 2014 18:40 28
Buy for 100 tokens
Оказавшись в Лондоне после недели путешествий по небольшим английским городам, испытыываешь шок. Бегущий, меняющийся, стремительный. “Как много народу…”, - ворчишь, пристраиваясь в очередь за билетом в метро. Но знаешь: Уже через час тебя закрутит этот одержимый, живой и разноцветный поток людей…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments